Фольклорные сказки:

   народности

   темы

   жанры  

Легенды и предания

Литературные сказки

Озорные сказки  

Умные статьи

Собиратели  сказок

Сказители

Колонка

редактора

Невероятные новости

Любимые ссылки

Домой

 

ЗиМнЯя сКаЗкА 

 

Вопрос дня

 

Форум

на fairypot

Книга предложений

Обменяемся ссылками

ЭКОЛОГИЧНЫЕ ОКНА: остекление из пластика и алюминия

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru 

 

 

 

 

 

 

Приглашение в сказочный мир

Эммануил ИОФФЕ,
доктор исторических наук,
профессор, академик Международной академии
изучения национальных меньшинств

Можно без преувеличения сказать, что еврейская народная сказка – это душа еврейского народа.
История еврейского народа – одного из древнейших народов мира – насчитывает четыре тысячелетия. История эта необычна: мы не знаем другого такого примера, когда бы народ, утративший свою государственность, рассеянный по всему миру, два тысячелетия проживший вне исторической родины, тем не менее смог оставаться единым народом и после двухтысячелетнего рассеяния вновь создал государство на своей древней земле.

Отсутствие почвы, отсутствие нормальной национальной жизни привело к укоренению галутного сознания. Уже стало казаться, что это и есть предназначение еврейского народа: быть в рассеянии, что это – не бедствие, не наказание Божье, а, наоборот, служение. Конечно, мысль о возвращении в Сион никогда не оставляла евреев, но сделалась отдаленной мечтой. Не было того трагизма, даже отчаяния, которые владели евреями во время вавилонского изгнания, того плача о потерянной родине и поисков возврата. Изгнание стало бытом и жизнью, возвращение – мечтой. Вот придет Мессия, Он и возвратит нас – так в конце концов стали думать. Но когда еще Он придет...

В силу особых политических условий часть еврейского народа оказалась оторванной от своих исторических корней и культурного наследия. Превратив евреев из народа на своей земле в духовную общину, тогдашние вожди еврейского народа, сами того не заметив, вывели этот народ из живой истории. Бог евреев – Бог истории, святое писание прежде всего вещественно, полно земными историческими реалиями, и эта реальная история богоизбранного народа и есть развернутое во времени Божественное Откровение.

Как и у всех других народов в древности, в талмудическую эпоху у евреев сказки и сказания заполняли собой весь духовный мир человека. Только незначительная часть их сохранилась в древнейшем литературном памятнике евреев – Библии. Читая еврейские народные сказки, можно видеть некоторое влияние других культурных народов древности, с которыми евреи-кочевники приходили в соприкосновение. Но и заимствованные сказочные мотивы подверглись творческой переработке и приняли определенную национальную окраску. При этом необходимо иметь в виду, что большинство библейских сказок сохранилось не в своем первобытном виде, в каком они жили в памяти и на устах народа.

Сводным памятником древнееврейской культуры стал Танах – канонизированное Священное Писание иудаизма. Без знакомства с Танахом трудно понять смысл ряда еврейских сказок.

Среди еврейских сказок весьма видное место занимает обширный цикл сказок, которые не являются продуктом народного творчества в подлинном смысле этого слова, а скорее относятся к типу дидактических сказок, к которым творцы Талмуда прибегали для проведения в жизнь национальных или религиозно-этических тенденций. Можно смело сказать, что эти сказки весьма родственны притчам, к которым законоучители часто прибегали в своих релегиозно-нравственных нравоучениях.

Интересно, что в этих еврейских сказках фигурируют преимущественно библейские лица: патриархи, цари, пророки, военачальники и другие, причем лица одной эпохи приводятся в соприкосновение с фактами и лицами другой эпохи. За четыре тысячелетия еврейской истории героями еврейских народных сказок и сказаний стали такие цари Израиля, как воинственный Саул, гордый Давид, мудрый Соломон; мудрецы Гилель, Акива, Иегуда-Анаси. Героем многих еврейских сказок является основатель хасидизма и великий святой нового времени Баал-Шем-Тов, который давно уже стал другом еврейской детворы во всем мире.

Средние века, когда рассеянное по всему миру еврейство пришло в соприкосновение со всеми культурными народами, являются расцветом еврейского фольклора. Многие из сказочных мотивов, встречающихся уже в Талмуде, послужили в средние века неиссякаемым источником для весьма богатых по своему содержанию сказок, сказаний и легенд. Таковы, например, сказки и сказания о Мессии, о десяти коленах, о реке Санбатионе, о пророке Илии. Последний стал самой популярной фигурой еврейского фольклора» Илия-пророк являлся всюду, где была необходима помощь. Народная фантазия превратила его в гения-хранителя всех невинно страждущих, всегда готового защитить слабых, помочь бедным, укротить жестоких и злых.

Зародившееся во второй половине XVIII века хасидское движение обогатило цикл еврейских народных сказок, сказаний и легенд. Вожди этого движения очень часто облекали свои поучения в, форму сказок. У некоторых из этих вождей, особенно у правнука основателя хасидизма Бешта, р. Нахмана Брацлавского, дидактические сказки принимали весьма поэтические образы, не теряя при этом своего символического характера. Наиболее излюбленными персонажами этих сказок стали царь и царевич, мудрец и простак, нищий и корчмарь.

Древнейшим памятником мировой духовной цивилизации, устная традиция которого восходит ко временам до нашей эры, является "Агада". Это повествовательная часть Талмуда, содержащая фольклорные предания и этические притчи. В нашей книге приводятся наиболее интересные еврейские сказания из этой сокровищницы мировой культуры, изданные впервые на русском языке в 1910-м году.

Одним из величайших, может быть, самым великим еврейским философом считается Моше бен Маймон (аббревиатура его имени – Рамбам, из латинских источников известен как Маймонид). Жизни и деятельности этого человека посвящено сказание "Рамбам и слепец".

Мудрость еврейского народа как нельзя лучше воплощена в еврейских пословицах и поговорках. Составителями книги проделана большая работа по сбору этих пословиц и погорворок, переводу их с идиша и иврита.

Хочется надеяться, что читателям нашей книги передастся тот огромный заряд мудрости и добра, стремления к знаниям, справедливости, готовности неустанной борьбы с глупостью и злом, постоянного оптимизма, веры в будущее и лучшую жизнь, который заложен в еврейских народных сказках, сказаниях, пословицах и поговорках. Прочитав данное издание, читатели лучше поймут душу еврейского народа – народа Книги, который всегда выступал и выступает за идеалы мира, добра и справедливости.


Мудрые еврейские сказки/Сост. Э. Г. Иоффе, М 90 Г. Л, Релес; Авт. предисл. Э. Г. Иоффе; худож. Ю. В. Волынец. – Мн.: Ураджай, 1999. – 272с.: ил.
 

Сканер - Р. Белкина

 

 

© Руфина Белкина

fairypot.narod.ru

fairypot@yandex.ru

 

Сайт создан в системе uCoz