Фольклорные сказки:

   народности

   темы

   жанры  

Легенды и предания

Литературные сказки

Озорные сказки  

Умные статьи

Собиратели  сказок

Сказители

Колонка

редактора

Невероятные новости

Любимые ссылки

Домой

 

ЗиМнЯя сКаЗкА 

 

Вопрос дня

 

Форум

на fairypot

Книга предложений

Обменяемся ссылками

ЭКОЛОГИЧНЫЕ ОКНА: остекление из пластика и алюминия

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru 

 

 

 

 

 

 

Сказительница

АКУЛИНА ИВАНОВНА МАТЮГОВА

 

Акулина Ивановна – одна из лучших сказочниц деревни. Несмотря на преклонный возраст (в 1966 году ей было уже 76 лет), она обладала превосходной памятью, от нее было записано 30сказок, баллады, множество загадок, заговоры. Сказки рассказывала своим внукам, и не только своим. На вопрос, знает ли она сказки, сразу же и ответила: «Как не знать — век свой эти сказки детям рассказываю». Во время записи сказок в доме присутствовало не менее пяти детей 7-14-летнего возраста. Детская аудитория определила и ее репертуар. Это в основном сказки о животных и волшебные, героями которых чаще всего являются дети-сироты.
Частое рассказывание этих сказок объясняет отточенность композиции, стиля, языка — простого и очень образного. Акулина Ивановна в полной мере владеет искусством слова, умением интонацией передать характер, используя слуховые и зрительные ассоциации. Мы ощущаем галантность петуха, заботу курушки, понимание беды курицы всеми, к кому она обращается за помощью. Мир предстает многоликим и вместе с тем связанным узами взаимопомощи, и каждое звено единой жизненной цепи оказывается важным. Мысль выражена предельно ясно, и оттого она бесспорна.
В волшебных сказках Акулины Ивановны много поэтических формул, повторов, характерных эпизодов. Именно они помнятся больше всего и оттого образуют остов сказки, «держат» сюжет, определяя его особенности. А начала этих сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве...», как и концовки «... и до сих пор живут и меня в гости зовут» или «И я том был мед-пиво пил...», разграничивают мир реальный и сказочный, полный чудес, где царит справедливость и исполняются самые заветные желания.
Лучшие из сказок представлены в сборнике. Некоторые сказки исполнительница припоминала, ибо в памяти сохранились лишь фрагменты. Они не включены в настоящий сборник, но ценны как свидетельства бытования тех или иных сюжетов. А это сказки: «Три царства», «Бой на калиновом мосту», «Безручка», «Кошелек-самотряс» и др. То есть, на основании только ее репертуара можно говорить о развитой сказочной традиции Кенозерья, которая включала в себя значительное число сюжетов сказок о животных, бытовых, волшебных.
Большинство из своих сказок Акулина Ивановна переняла у своей бабушки — Мавры Ивановны Старицыной, умершей в 1922 году. Мавра Ивановна, по воспоминаниям и других жителей деревни, была замечательным мастером: она блестяще рассказывала сказки, пела «стихи», знала множество песен, загадок, заговоров. Акулина Ивановна помнила, как ее бабушка пела про Добрыню Микитича, про Дюка, что-то рассказывала про Алешу Поповича. Сама Мавра Ивановна была неграмотой, но сыновья были грамоте выучены. В их доме были книги — популярные издания, пополнившие исполнительский репертуар и Мавры Ивановны и Акулины Ивановны. По всей видимости, это сказки про богатырей Наума-парубка, "Белую епанчу и Ивана-сорочинскую шапку, про Дружевну Инджвеевну, Бову-королевича, сохранившихся в памяти Акулины Ивановны лишь отдельными эпизодами. Акулина Ивановна наизусть знает «Конька-горбунка» П. Ершова, «Сказку о царе Салтане» А.Пушкина. Четко разделяя сказки — «из книжек» и «деревенские», гордится знанием первых, но отдает предпочтение вторым.
 


Н. М. Ведерникова


Кенозерские сказки, предания, былички./Вступительная статья, составление, примечания Н.М. Ведерниковой. М. Институт Наследия 2003, 147 с., с илл. 15ВК 5-86443-092-7

 

 

© Руфина Белкина

fairypot.narod.ru

fairypot@yandex.ru

 

Сайт создан в системе uCoz