Фольклорные
сказки:
народности
темы
жанры
Легенды и предания
Литературные
сказки
Озорные сказки
Умные статьи
Собиратели сказок
Сказители
Невероятные
новости
Любимые ссылки
Домой
ЗиМнЯя
сКаЗкА
Вопрос дня
Форум
на fairypot
Книга предложений
Обменяемся ссылками
| |
Загадка ламы
Татьяна Батенева
На прошлой неделе прошла пресс-конференция ученых, принимающих участие в
исследовании феномена ламы Даша-Доржо Итигелова, чье тело, извлеченное два года
назад из захоронения, до сих пор остается нетленным. В экспедиции в Бурятию
участвовал и заведующий отделом идентификации личности Российского центра
судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор
Звягин. О том, почему этот феномен интересен современной науке, он рассказал
обозревателю "Известий" Татьяне Батеневой.
Известия: Виктор Николаевич, что собственно
означает слово, применяемое не только верующими, но и вами, учеными, для
описания состояния тела ламы - "нетленный"? Вы его видели?
Виктор Звягин: Конечно, мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как
положено, протокол, подписали его. Тело находится в таком состоянии, словно он
умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи (то есть ее упругость. -
"Известия") - все соответствует параметрам человека, умершего, может быть,
день-два назад.
Известия:
Может ли это быть фальсификацией?
Звягин: Абсолютно исключено, не только
потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели
возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда
была произведена эксгумация.
Известия:
Ее проводили тоже вы?
Звягин: Нет, тогда осматривали тело и составили все официальные
документы начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Улан-Удэ Константин Югов
и эксперт Дмитрий Горин. С тех пор в теле произошли некоторые изменения, но
совсем незначительные.
Известия:
Строго говоря, мумии тоже нетленны, находясь в одном и том же состоянии века.
Звягин: Никакие известные науке
искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования,
бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия,
извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому
подобных воздействий мы не обнаружили.
Известия:
Но ведь известны и случаи естественного сохранения тел в особых
природных условиях...
Звягин: Да, это случаи торфяного дубления,
когда тело сохраняется в болоте, мумифицирования на сквозняке, жировоскового
сохранения в воде, замерзания в условиях высокогорья и Крайнего Севера. Но,
во-первых, в данном случае таких условий не было, а во-вторых, состояние
подобных тел существенно отличается.
Известия:
Вы получили образцы тканей. Что хотите узнать, изучая их?
Звягин: Мы имеем возможность изучить их
лабораторными методами, не разрушающими тело. По разрешению высших буддистских
властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы
кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые
фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные
образцы у наших сотрудников. Планируем провести рентгено-флуоресцентный анализ,
чтобы установить, какие химические элементы присутствуют в теле и как они
изменились. Есть предположение, что произошла некая деструкция фосфатных групп -
это может быть результатом воздействия соли, которой тело было засыпано в
саркофаге.
Известия:
Значит, все же некий способ консервации тела был применен? Ведь
известно, что соль обладает свойствами консерванта.
Звягин: Да, но, насколько мне известно, тело
было засыпано солью лишь в 1973 году. До этого оно, обернутое шелком, покоилось
в коробе из кедровых досок. Внутри находился пучок пахучих трав. К тому же сам
кедр обладает бактерицидными свойствами.
Известия:
Возможно, именно от трав и исходило то благоухание, которое описывали свидетели
вскрытия короба?
Звягин: Дифференцировать источник запаха довольно сложно, но во всяком случае
трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.
Известия:
Какие методы позволили бы изучить состояние внутренних органов тела?
Звягин: Конечно, есть множество методов,
которые хотелось бы применить, - нейтронно-активационный анализ, компьютерная
томография и другие. Но все они могут повлиять на состояние тела и требуют его
транспортировки в научные учреждения, что вряд ли возможно.
Известия:
Что пытается узнать наука, исследуя подобные феномены?
Звягин: Изучение хорошо сохранившихся тел,
найденных в Швейцарских Альпах или Силькеборге (Дания), позволило многое узнать
о жизни и смерти предков современного европейца, начиная с папиллярного узора на
пальцах и заканчивая рационом питания, обычаями. А вот найденное на старой
Аппиевой дороге в Италии прекрасно сохранившееся тело девочки изучено не было -
теперь оно уже истлело, и это безвозвратная потеря. Когда строили торговый
комплекс на Манежной площади Москвы, вскрыли кладбище бывшего Моисеевского
монастыря, где в гробницах лежали мумифицированные тела. Их просто
перезахоронили, утратив ценнейшую научную информацию. И таких случаев немало.
Сейчас, пожалуй, впервые стоит задача целостного исследования тела человека,
жившего в начале ХХ века. Это само по себе захватывающая научная задача, но она
имеет и прикладное значение.
Известия:
К чему же можно "приложить" подобные знания?
Звягин: Не всегда просто установить дату
смерти человека. Несколько лет назад в Кабардино-Балкарии были найдены
мумифицированные останки людей. Эксперты-практики датировали давность смерти
10-15 годами, что требовало возбуждения уголовного дела. Мы установили, что эти
люди были убиты много лет назад. Так что практический смысл у подобных
исследований тоже большой.
Что хотел сказать покойник
Даша-Доржо Итигелов был избран ХII
Пандито Хамбо-ламой ламаистского духовенства Восточной Сибири и пробыл на этой
должности до 1917 года. В начале февраля 1913 года присутствовал на праздновании
300-летия дома Романовых в Санкт-Петербурге и открывал там буддистский храм.
Организовывал госпитали в Первую мировую войну и получил от Николая II немало
наград. На раненых он пожертвовал все свое состояние.
Он жил интересами России и своего народа, и, как считают его последователи,
именно в этом надо искать разгадку его последнего удивительного деяния: в 1927
году перед смертью лама повелел заключить себя в куб из кедровых досок в
традиционной позе медитации. Вскрыть саркофаг он завещал через 75 лет. Нетленное
тело было эксгумировано в 2002 году. Аналогичных фактов, как утверждают
буддисты, не было ни в истории этой религии, ни вообще нигде и никогда в мире.
Верующие считают, что лама оставил свое тело в качестве жертвенного послания,
которое человечество не вправе потерять.
14.12.04
www.inauka.ru
|